Бэтмобиль - Стальной конь Итак, давайте начнем с того, как иногда называют Бэтмена, защитника Готэма. Правильно - Темный Рыцарь или Рыцарь Мрака. А теперь вспомним, что является непременным атрибутом любого рыцаря. Меч? Доспехи? Нет, его верный конь. Бэтмен не был исключением - его "конём" стал Бэтмобиль, с помощью которого он за считанные минуты может достигнуть любой точки Готэма, а многочисленное оружие и не менее многочисленные гэджеты, которыми Бэтмобиль набит под завязку, помогают одержать победу над врагами. Теперь проследим за эволюцией Бэтмобиля, начиная с "золотого века" и до свежайших моделей 2005 года.
1941
Базовая машина: Корд 1936
Цвет: красная снаружи, внутри черная.
Первая машина Бэтмена была совсем не такой, какой мы ее обычно представляем. Она была скромной, но резвой красной машиной. Единственное, что напоминает о ее хозяине - небольшой значок в форме летучей мыши. В основном, машина была основана на Корде 1936 года, однако, передняя часть больше похожа на "Линкольн".
1941-1950
Базовая машина: двухдверный седан 1937-1940 года
Цвет: ченая снаружи, серая внутри
Во время 40-х годов Бэтмобиль рисовали как стандартных двухместный седан 30-х/40-х годов с широкой маской летучей мыши на решетке радиатора и большим крылом летучей мыши на крыше. Вместе с этим, было много вариантов автомобиля, с присутствием (или отсутсвием) переднего и боковых бамперов, переднего и боковых крыльев, горизонтальной полоски на уровне фар, прожектора на крыше и открывающейся вертикальной решетки на обратной стороне маски. Вдобавок, внешний вид автомобиля тоже варьировался: его иногда показывали вместе с фарами на крыльях (подражание автомобилям Форд).
1944-1950
Базовая машина: Студебейкер
Цвета: черная снаружи и внутри
Комикс Batman #20 известен тем, что он обладал первой обложкой с Бэтмобилем. Обложка, на которой изображен Бэтмен, высовывающий голову из окна, Робин, сидящий за рулем и лобовое стекло, изрешеченное пулями, до сих пор привлекает всеобщее внимание. Нарисованный Диком Спрангом, эта машина установила общие детали для последующих Бэтмобилей - широкая маска летучей мыши на решетке радиатора и длинное крыло на крыше машины. В этой машине были четыре боковых крыла на всех углах и некоторое количество красных полос на кузове и дверях. Этот дизайн стал "стандартным" и использовался на протяжении нескольких лет до 1950 года, когда появился абсолютно новый Бэтмобиль в "Detective Comics #157"
1950
Базовая машина: Студебейкер 50-х годов и/или Каддилак
Цвета: черный или синий снаружи, черный, синий, серый или зеленый внутри
Специальное оборудование: внутри находится настоящая лаборатория, рабочее место и столик. В носу машины встроен большой стальной нож для пробивания заграждений. На крыше машины установлен прожектор, дублирующий Бэт-сигнал. Имеются также ракетные двигатели. Внутри машины находятся телеэкран и радар.
В 1950 году на суд читателей был вынесен абсолютно новый Бэтмобиль. Несмотря на то, что внешний вид машины был скопирован со Студебейкера (в основном нос) , он был такой же длины, как и "Крайстлер Империал". Крыло летучей мыши на крыше и маска летучей мыши были сохранены. Несмотря на то, что такой дизайн для Бэтмобиля будет актуальным на протяжении долгого времени, в середине 50-х появился новый Бэтмобиль.
1955
Базовая машина: нет
Цвета: синяя либо черная снаружи, серая внутри
Несмотря на многие черты сходства с моделью 1950-го года, дизайн нового Бэтмобиля стал более упрощенным. Именно тогда появилась "крыша-пузырь". В этой машине остались многие детали с прошлого автомобиля, однако главным отличием была разделенная крыша между пассажирами. Кузов стал очень длинным и с крышей, добавилась такая деталь, как нос, стилизованный под летучую мышь. Лаборатории больше не было - внутри оставались только место для водителя и место для пассажира. Многим фанатам не нравится то, что машина была чересчур упрощена, однако эта "упрощенность" оставалась до ранних 60-х.
1964-1966
Базовая машина: Шевроле Корвет 1950-х или Порш 356
Цвета: черная снаружи, черная или серая внутри
Специальное оборудование: Бэт-сигнал на задней стороне машины.
Бэтмобиль, представленный в 1964 году заменил гораздо большую модель 1955 года. Новый Бэтмобиль стал маленьким и скоростным, вобрав в себя черты спортивных автомобилей. Он был двухместным роудстером, во многом похожем на Корвет "C1". От прежнего Бэтмобиля осталось немного - "крыша-пузырь", сокращенная до лобового стекла, и вертикальные крылья. Маска в форме летучей мыши изменила свое назначение - с оружия до элемента дизайна, а также переместилась на капот автомобиля.
1968-1969
Базовая машина: нет
Цвета: синяя наружи, сине-серая внутри
Бэтмобиль "Футура" продолжил доминировать и расцветать в 80-х годах, но машины в комиксах все больше отходили от дизайна из телесериала 60-х годов. Дизайнерские элементы из Футуры как, например, двойные вертикальные крылья, были смешаны с угловатыми формами машины и квадратными фарами. Бэт-маска (на этот раз преобразовавшаяся в вытянутый знак) стала чисто украшением, а ракетные двигатели, считавшиеся постоянным атрибутом Бэтмобиля, были упразднены. На их место пришли значительно увеличенные вертикальные крылья, концы которых выходили за задний бампер. Именно эта машина считается самым большим Бэтмобилем из всех. Позже, Бэтмобили развивались в другом направлении - под ними подразумевались скорость и скрытность.
1968-1983
Базовая машина: нет
Цвета: черная или синяя снаружи, синяя или серая внутри
Этот Бэтмобиль был целиком основан на аналогичной машине из телесериала 1966-1968 годов. Все отличия между этой машиной и оригинальным Бэтмобилем Футура пришли с переносом его из телесериала в комиксы, игрушки и так далее. Первым отличием были более простые линии машины. Боковые крылья не были больше изогнутыми - вместо этого они были либо строго прямыми, либо слегка подрезанными. Перед машины, решетка радиатора и капот были также упрощены, предоставив место дизайнерским находкам из Футуры. Самым главным отличием между этим и предшествующим Бэтмобилем был цвет. В большинстве комиксов того времени машину красили в средне- или бледно-синий цвет. Несмотря на то, что этот цвет радикально отличался от классического черного, традиция сохранялась до 80-х годов прошлого столетия.
1969-1971
Базовая машина: Ламборджини Миура или Мазда RX500
Цвета: синяя снаружи, черная внутри
Бэт-тайтлы поздних 60-х отличались тем, что они возвращались к "детективным" истокам Бэтмена. Это коснулось и Бэтмобиля - он стал более мрачным и серьезным, а все элементы из телесериального автомобиля испарились. В 1969 году в Batman #217 Робин уехал в колледж, а Альфред и Бэтмен переехали из Поместья Уэйнов в центр города. Новый Бэтмобиль был "неописуемой" спортивной машиной с дипломатическими деталями и тонированными стеклами. Бэтмен относится к автомобилю как к чему-то, что будет лишь на фоне, но желтые выпуклые полосы все еще выдают себя.
1971-1987
Базовая машина: седан поздних 60-х
Цвета: синяя снаружи, синяя внутри
Специальное оборудование: автопилот, с помощью которого Бэтмен управляет машиной на расстоянии.
Это был первый по-настоящему изящный и тонкий Бэтмобиль, основанный на седане среднего размера времен поздних 60-х . Его внешний вид был весьма прост, а о самом Бэтмене напоминала лишь Бэт-маска на капоте. Эта тенденция продолжалась и годы спустя, однако образ Бэтмобиля продолжал варьироваться.
1973
Базовая машина: Форд Мустанг 1972
Цвета: синяя внутри, синяя снаружи
Бэтмобиль, который использовался в 1973 году, был последним из обычных Бэтмобилей, то есть тех, которые ничем не отличались от стандартных машин для широкого круга покупателей. Сам же Бэтмен особо не был эффектным в этой истории, так как сначала он угодил на Бэтмобиле в сугроб, затем, в драке потерял сознание, и, вдобавок ко всему, его машину похитили. Темный Рыцарь, как обычно, выходит победителем, но следующие Бэтмобили не выходили без дополнительного вооружения.
1975
Базовая машина: гоночный автомобиль 70-х годов типа Чеппарала
Цвета: синяя снаружи, коричневая внутри
После реалистичных Бэтмобилей начала 70-х, дизайн машины вернулся к прежним, диким, корням 60-х годов прошлого столетия. Машина, по большому счету, была основана на гоночных машинах того времени, а в основном брала идеи из Чеппарала. В отличие от реально существовавших машин, у данного Бэтмобиля было строго вертикальное лобовое стекло и особая задняя часть, которая представляла собой гребни, в стиле плаща Рыцаря Мрака. Вместо Бэт-маски на капоте был знаменитый знак в желтом овале, который потом использовался не только в качестве знака на машине.
1987
Базовая машина: ДеТомасо Пантера
Цвет: синяя внутри, синяя снаружи
Тема "навороченных" спортивных автомобилей в дизайне Бэтмобиля, начатая в ранних 80-х, имела продолжение в данной машине, которая была основана на итальянском суперкаре. Модификаций у автомобиля было немного: кроме традиционных сегодня черных/синих/желтых цветов, "деталью летучей мыши" была только Бэт-маска на капоте в качестве элемента декора. Несмотря на то, что у машины модификаций было не так уж много, интересно то, что разные художники рисовали машину абсолютно по-разному: как Пантеру, как Каунтач и даже как значительно более старый Бэтмобиль 1971 года, которые все проявились в выпусках комикса Batman под номерами 408 и 409
1988-1998
Базовая машина: Монстр-грузовик (О, да!!!)
Цвет: серо-черная снаружи, серая внутри
Специальное оборудование: броня, как у танка; колеса диаметром 4.5 метра, полный привод, радар, ракетные установки и пулеметы, стреляющие транквилизаторами.
Во время сториарка "The Cult" у Бэтмена появляется новый оппонент - Дьякон Блэкфайр. Он собирает настоящую армию из бездомных и захватывает Рыцаря Мрака в плен для того, чтобы привлечь того на свою сторону. Там Бэтмена пытают, накачивают наркотиками и морят голодом, но, благодаря Робину, он убегает из города, а Дьякон провозглашает Готэм своим королевством. Через неделю, всеми любимый дуэт возвращается на монстроподобном Бэтмобиле. Этот же автомобиль появился через десять лет, в сториарке "Aftershock". Огромные габариты Бэтмобиля позволяли Рыцарю Мрака беспрепятственно передвигаться по разрушенному землетрясением Готэму.
1988-1995
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Данный Бэтмобиль впервые появился в графическом романе 1988 года "The Killing Joke", мчащимся на Карнавал Джокера. Бэтмобиль в основном сделан по типу 1950-х годов (длина машины), однако круглые крылья над колесами - деталь, присущая машинам 40-х годов. Далее, Бэтмобиль снова появился после сториарка 1995 года "Knightfall" и в историях с Жан-Полем Вэлли. Он был одним из нескольких "ретро-Бэтмобилей", которые использовались после разрушения стандартного Бэтмобиля.
1988-1989
Базовая машина: нет
Цвет: сиреневая снаружи, черная внутри
В самом конце 80-х годов 20-го века крайне популярным был "космический" дизайн Бэтмобиля. Именно этот дизайн художник Норм Брейфогль разработал в конце 1988 года. Во время действия в истории "The Fear" мы видим широкую, похожую на клин Бэт-маску, вытянутые фары, выгнутое лобовое стекло и стандартный для 80-х годов высокотехнологичный интерьер с десятками кнопочек и рычажков. Несмотря на то, что "острый" дизайн использовался недолго, он отлично демонстрирует переход от "сплющенной" машины к более "круглому" автомобилю.
1990-1991
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Специальное оборудование: отличная броня, позволяющая Бэтмобилю безо всяких повреждений протаранить другой автомобиль.
Во время сториарка "Prey" в комиксе Legends of the Dark Knight Бэтмен впервые встречается с доктором Хьюго Стрейнджем. Это была история о "раннем Бэтмене", причем, вторая по счету, где показывается, как Брюс/Бэтмен создает свой первый Бэтмобиль. Ранние версии машины, показывая машину во время конструирования, были двухместными. Однако, так как действие происходит до появления Робина, то финальный вариант стал одноместным, причем напоминающим гоночный катер. Другие же детали были удивительными: машину рисовали с крыльями, напоминающими клешню, нос был прямой, а также трудно было различить: открыт ли верх или нет.
1991
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
В 1991 году вышел первый кроссовер Бэтмена с Судьей Дреддом под названием "Judgement on Gotham". Там, Бэтмен оказывается во вселенной Дредда после того, как Судья Дредд и Костолом попадают в Готэм путем пространственного прыжка. Вскоре, Бэтмен возвращается с помощью Судьи Андерсона. Вместе, они используют Бэтмобиль чтобы поймать двух беглецов. Подражая стилю самой истории, Бэтмобиль предстает перед нами огромным и с очень органичным стилем. Несмотря на уникальный дизайн, машина совершенно непригодна для использования в действительности из-за нереально поднятого и широкого носа, который загораживает собой лобовое стекло, полностью уничтожая всякую видимость. Как минимум еще два подобных автомобиля действовали в последующих кроссоверах с Дреддом, причем один из Бэтмобилей был практически копией автомобиля 1989 года с добавлениями этой машины.
1991
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, серо-черная внутри
Специальное оборудование: управление голосом, может самостоятельно доставить Бэтмена домой в случае травмы последнего.
Помимо встречи с Судьей Дреддом, в 1991 году был еще один кроссовер - на этот раз с Хищником. Для этой истории был создан абсолютно новый Бэтмобиль и, несмотря на то, что он был серьёзно потрепан Хищником, не раз успел спасти Рыцарю Мрака жизнь. В данном Бэтмобиле использованы дизайнерские находки от машин 60-х годов - агрессивный квадратный нос и прямая передняя часть. Кузов же выглядит как в машине 1989 года, но вместо двух лобовых стекол мы имеем узкое "оружейное" окошко.
1992-1995
Базовая машина: нет
Цвет: синяя снаружи, серая и коричневая внутри
Если в начале 1990-х был популярен "космический" дизайн Бэтмобиля, то затем он эволюционировал в принципиально новую машину. Низкий, плоский кузов машины стал шире и агрессивнее. Боковые впадины превратились в широкие разветвленные структуры, а гнезда колес стали выглядеть более драматично. Данный дизайн иногда называют "Машиной Брейфогля" в честь её создателя - Норма Брейфогля. Эта машина была уничтожена в 1995 году в битве между Брюсом Уэйном и Жан-Полем Вэлли за место Бэтмена.
1995
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, темно-серая внутри
После уничтожения Бэтмобиля к концу периода действия Жан-Поля Вэлли, в комиксах были использованы "ретро-Бэтмобили". После использования машины из "Killing Joke" и Бэтмобиля 1950 года, этот уникальный дизайн появился в Detective Comics #689. Данная машина очень многое взяла из машин 40-х годов: толстый кузов с крыльями, щит в виде Бэт-маски, фонарь на крыше и одно вертикальное крыло по центру. Однако, в стиле "ретро" был лишь внешний вид, когда все внутри было оборудовано по последнему слову техники.
1995
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри.
Одной из самых темных историй о Бэтмене является роман Эндрю Вакса "The Ultimate Evil". История была позже адаптирована в графический роман Нила Баррета-мл. с участием Бэтмобиля. Созданный, чтобы соответствовать темным цветам истории, дизайн внес в машину следующие изменения: органический стиль, агрессивные крылья, длинный, ступленный нос и фары, подобные глазам.
1998-2000
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Специальное оборудование: бронирование, режим внедорожника с полным приводом, две выхлоных трубы по бокам.
В 1998 году на суд публике был выставлен еще один новый Бэтмобиль, на этот раз - двухместный седан с еще более агрессивными линиями, чем у предыдущих машин. Нос автомобиля превратился в яростное "лицо", а Бэт-маска стала горизонтальной и теперь находилась на капоте. Крылья, сделанные по типу крыльев Летучей мыши уже почти исчезли и теперь присутствовали лишь сзади, над колесами. Крыша и крыло, однако, больше напоминали прежние Бэтмобили своим раздвоенным лобовым стеклом и дизайном "толстых крыльев".
2000-2003
Базовая машина: издеваетесь?
Цвет: черная снаружи, черная внутри
В романе 2000 года "Batman: Child of Dreams", который был позже издан в виде графического романа компанией DC Comics в 2003 году, Бэтмен отправляется в Токио вслед за наркотиком, который позволял обычным людям жить жизнью Бэтменовских злодеев. Бэтмобиль в этом романе был основан на Бэтмобиле 1989 года, однако, это была не та же самая машина. Вместо одного реактивного сопла сзади машины, у этой было целых три. Вместо стандартных четырех колес, у нее было шесть (!). Бэтмобиль легко узнаваем, но он стал гораздо шире и интереснее.
2002-2003
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Специальное оборудование: система дистанционного управления машины, контролируемая Оракулом, шины, защищенные кевларом (хотя умелому стрелку не составляет труда их поразить).
В конце 2002 года на свет вышла знаменитая серия от Джеффа Лоэба и Джима Ли - "Hush". Рассматриваемая нами машина появилась в комиксе Batman #609. Несмотря на невосполнимые повреждения, которые понес автомобиль, мы видим его на фоне других событий до появления следующего Бэтмобиля.
2003
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Сториарк "Hush" продолжился в 2003 году и тогда же появился новый Бэтмобиль. Впервые мы видим его, когда Бэтмен преследует Риддлера в бронированном грузовике. Также, он появился еще несколько раз, пока не был окончательно уничтожен в Batman #619. В Бэтмобиле мы видим дизайнерские нотки из старых автомобилей - длинный кузов, Бэт-маска в качестве тарана и вертикальные крылья. Однако, машина использует ракетный двигатель также, как и недавние Бэтмобили, и у нее есть уникальный интерьер, стилизованный под истребитель с пассажирским сидением сзади.
2003
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
В графическом романе "Batman: Hong Kong" Рыцарь Мрака отправляется в Гонконг, чтобы расследовать серию убийств. Нарисованный Тони Вонгом, этот комикс совмещает стандартный комиксный рисунок с нарисованными вручную фрагментами. Несмотря на то, что большее количество времени уделено расследованию в Гонконге, нам предоставляется вид Бэт-пещеры, где и виден этот Бэтмобиль. К сожалению, рассмотреть машину во всех ракурсах не удается, поэтому непонятно, что находится сзади - вентилятор или просто небрежность художника.
2004
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, темно-серая внутри
. Специальное оборудование: "Полный комплект безопасности", защищающий машину от посягательств, пока Бэтмен отсутствует; оборудование для видеоконференции.
В кроссовере "War Games" Бэтмен использует этот стильный Бэтмобиль для того, чтобы передвигаться по разоренному войной банд Готэм-Сити.
2005
Базовая машина: Ламборджини Галлардо
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Специальное оборудование: сканер отпечатков пальцев, компьютер
В "War Games" вся Бэт-вселенная получила капитальную встряску. Её не избежал и Бэтмобиль, который теперь был основан на Итальянском суперкаре и впервые появившийся в Gotham Knights #60.
2005
Базовая машина: нет
Цвет: черная снаружи, черная внутри
Специальное оборудование: ракетная установка на крыше, дистанционное управление, режим амфибии и радар, реагирующий на криптонит.
Во время сториарка "Under the new Hood", где появляется новый Красный Колпак - на этот раз в лице Джейсона Тодда, Найтвинг и Бэтмен сражаются с Амазо, роботом, построенном со способностями всех участников JLA. В кульминационный момент схватки появляется Бэтмобиль, чьи ракеты отправляют Амазо на морское дно. После этого, Грейсон и Уэйн отправляются на встречу Колпака с Мистером Фризом, чтобы сорвать сделку по продаже ящика криптонита.